663431 с. Богучаны
ул. Октябрьская, 86
телефон: (8-39-162) 2-85-49
телефакс: (8–39-162) 2–85-49
E – mail: bog_biblioteka@mail.ru

МБУК Богучанская межпоселенческая
Центральная районная библиотека

1.Главная

2.О проекте

3.Обращение

4.Визитная карточка Центральной районной библиотеки

5.Район в целом

6.Географический обзор
Памятники природы
-камень у музея
-каменский утёс

7.Природные условия района

8.История района:
- освоение земель района
- динамика размещения населения
- археологическая карта реки Ангара
- хронология исторических событий
-историческое путешествие
-политические репрессии
- территории
-период Гражданской войны (1918-1920)
-дети войны
-воспоминания жителей района со страниц газеты"Ангарская правда"-история комсомола и пионерии -исторический кадр

9.Экономика района
-История организаций и учреждений

10.Гордость района:
- они приближали Победу
- автопробег "Поздравь ветерана с победой!"
-
фрагменты рукописи
Н.Д. Рожковой

- их подвиг трудовой
- история и судьбы
-они сражались в Афганистане

11.Образование района
- люди в профессии

12.Здравоохранение
- люди в профессии

13.Культура района:
-история и современность;
- учреждения культуры
- работники культуры;
-фестивали, конкурсы, -праздники;
- молодые таланты,
-творчество наших земляков

14.Жизнь и быт ангарцев:
-роль труда
- круглый год
-народные приметы
-досуг и праздники
-ангарские свадьбы
-одежда
- пища
-материальная культура-устное народное творчество
-ангарский говор

15.Средства массовой информации:
- ТРК "Спектр"
- газета "Ангарская правда"

16. Литературная жизнь района
-известные писатели - наши земляки
-юные дарования
-книги, вышедшие у наших земляков

17.Физкультура и спорт
-великолепная десятка спортсменов
-турнир по вольной борьбе на приз Главы района

18.Святые места
-Храм Петра и Павла

19. Библиография

 


 

 Богучанский район — один из районов Севера, где можно проследить непрерывный путь развития материальной и духовной жизни  коренных жителей от эпохи камня (палеолита).
Изыскания по наскальным росписям в Приангарье были начаты еще ученым петровских времен Д.Г.Мессершмидтом. В Богучанском районе были обнаружены наскальные рисунки эпохи железа—изображения котлов скифского типа, фигуры всадников, людей, шамана, крупные контуры фигур животных.
Он лежит на площадке перед зданием краеведческого музея нашего села – большой, расколотый на две части серый камень. В солнечную погоду он нагревается и, если его потрогать, легко отдает свое тепло.
Камень расположенный у нашего музея, является уникальным. Он был обнаружен в начале 70-х годов прошлого века на песчаном пляже возле п. Геофизиков работником редакции газеты «Ангарская правда» Таливалдом Улманисом.
Жители поселка, отдыхая летом на реке Ангаре, загорали на нем, ничего не подозревая. Но Улманису показались подозрительными и странными углубления на камне, скомпонованные по три (словно лик человека: глаза, нос или глаза, рот), они обрамлялись кругом или овалом, и было всего 92 личины. Улманис обратился к ученому Николаю Ивановичу Дроздову, тот камнем сразу заинтересовался. И в 1972 году под его руководством в Богучаны был отправлен Иркутским государственным университетом археологический отряд. Экспедиция обнаружила на берегу Ангары валун размером 2 – 2,8м., а на его плоскости точечной ретушью выбиты не только фантастические облики, напоминающие человеческие лица – «личины», представляющие окружности с тремя углублениями внутри, диаметром 9 – 3см., но и рисунки – например, человек с копьем.
Археологи, внимательно изучив петроглиф, пришли к выводу, что камень приблизительно появился  в середине 11 тысячелетия до нашей эры, в эпоху позднего неолита – ранней бронзы.
Такие камни – это своего рода храм под открытым небом, так как у их подножия в древности совершались жертвоприношения и культовые праздники. Ведь древние люди, жившие здесь многие столетия назад, поклонялись духам воды, воздуха, земли, леса.
И не только камень, но и место вокруг него, считалось священным, поэтому здесь проводились самые разные обряды – изгоняли злых духов, излечивали больных, шаманы вели свой тайный разговор с божествами. Чтобы задобрить их, вымолить прощение в жертву приносили не только животных, ни иногда и людей. Посмотрите на эти углубления – сейчас в них замерзла вода, а когда – то давно в них могла быть кровь убиенной жертвы. Ведь только так духи могли услышать мольбу древних об удачной охоте или рыбалке, о выздоровлении умирающих и т. д.
Совершенно очевидно, что этот петроглиф является ярким свидетельством древних форм религии местных народов, живших в каменном веке 4 – 5 тысяч лет назад. И разгадывая изображенные на нем символы, мы прикасаемся к духовному миру наших предков.
Существует легенда, что когда шаман – камень транспортировали, духи прогневались, и он раскололся. А каждого, кто участвовал в перевозке, в той или иной степени постигло несчастье.
Но теперь, когда камень обрел покой, духи подобрели к людям, и у них снова, как в далекой древности, можно просить счастья для своих близких, исполнения самых заветных желаний. Только при этом этого надо очень–очень сильно захотеть и непосредственно коснуться пальцами рук «личин», выдолбленных на камне. Кстати, предкам нашим пришлось над ними немало потрудиться. Тогда уже были орудия труда из камней и бивней мамонтов, мелкие скребки и массивные скребла для выделывания шкур, луки с натянутой тетивой для охоты на животных. Вот на лук накручивали косточку и терли об камень, подсыпая при этом песок, чтобы увеличивать силу трения. Так образовались эти углубления.
Во время работы международной конференции «Обеспечение социально -  экономической безопасности Ангаро–Енисейского региона», которая проводилась в 1998 году в Богучанах, учеными была замечена энергия, исходящая от осколка петроглифа «Геофизик». Молодожены в день свадьбы стремятся сюда. Чтобы еще крепче был их союз, они бросают монеты, звон которых способен разбудить древних духов, и те даруют им счастье и достаток.
И в древности и сейчас шаман – камень для поклонения выбран не случайно. Он обладает особой энергетикой. Позднее простейшие эксперименты показали наличие вокруг него особой ауры.
В мире таких камней не больше десяти. Шаман – камень взят на учет, и на Биеннале (международных выставках, которые организуются каждые 2 года) в наш адрес звучала критика, что возле валуна нет ограждения, крыши. Нужно следить за тем, чтобы он не разрушался. Ведь это символ ангарской земли.


Известный в Богучанах поэт Владимир Рукосуев посвятил каменному монолиту стихотворение.


Шаман – камень.


Безмолвный посланник далеких веков,
Невольный свидетель событий,
Хранит он отметки прошедших годов
И тайны для новых открытий.
На нем мускулистая предков рука
Посланье для нас начертала
Он был атрибутом для древних тогда
Кровавого здесь ритуала.
Каких же богов призывали они,
У камня, молясь до полуночи.
И отблеск зловещий бросали огни
В суровом молчании ночи
А позже забытым на длительный срок
Валялся, от солнца темнея,
Но годы прошли, и навечно он лег
Как наш экспоната у музея
Рукой по шершавым бокам проведи,
Чуть–чуть погрусти, посетитель.
И знай: это символ ангарской земли,
Старинных обрядов хранителей.

 

Буклет "Открой для себя Богучанский район "